
Последние новости
- /
- /
Стратегии компании (продолжение)
Четвертый этап SWOT-анализа заключается в определении основных стратегических действий, актуальных для того или иного сочетания сил, слабостей, возможностей и угроз.
При этом важно не только определить стратегию (общее направление), которой должна придерживаться компания, но и сформулировать основные стратегические шаги, которые необходимо предпринять. Эти стратегические шаги формулируются в следующих терминах:
возможности, которые оказывают большее влияние на компанию;
возможности, которые имеют большое значение для отрасли (или для компании);
возможности, которые компания способна выгодно использовать, исходя из наличия своих сильных сторон.
угрозы, которые оказывают большее влияние на компанию;
угрозы, которые имеют большое значение для отрасли (или для компании);
угрозы, которые компания способна компенсировать, исходя из наличия своих сильных сторон.
На основании последовательного рассмотрения этих факторов принимаются решения по формулированию стратегических целей и стратегий компании (корпоративных, функциональных и др.).
Схематично внешний вид матрицы представлен на рис. 1.
Рис. 1. Схема SWOT-матрицы.
Если говорить о практической стороне дела, то можно использовать таблицу, представленную на рис. 2. Методология построения матрицы стратегического анализа заключается в том, что сначала все окружение делится на две части – внешнее и внутреннее, а затем события в каждой из этих частей – на благоприятные (возможности) и неблагоприятные (угрозы). Элементы матрицы представляют собой пары взаимоисключающих друг друга признаков. Например, СиСт – сильные стороны компании (ее внутреннее окружение), В – возможности, которые дает внешнее окружение компании. Приближенный вариант заполнения матрицы приведен в таблице 1.
Процесс заполнения матрицы должен быть выполнен максимально тщательно, т.к. на результат может повлиять даже то, как построена последовательность заполнения клеток матрицы. На практике число SWOT-факторов по каждой оси матрицы может быть значительным. В этом случае необходимо использовать специальные процедуры их ранжирования и свертывания. В примере, приведенном в табл. 1, все факторы внешней и внутренней среды представлены в неструктурированном виде, т. е. они не разделены на подгруппы.
Рис. 2. Таблица для проведения SWOT-анализа.
Таблица 1
Вариант заполнения SWOT-матрицы
|
Возможности: 1. Отсутствие крупных конкурентов на рынке. 2. Падение цен на сырье. 3. Высокий спрос на товар, производимый компанией. |
Угрозы: 1. Законодательное ужесточение экологических норм и стандартов качества. 2. Отсутствие административного ресурса на рынках присутствия. |
Сильные стороны: 1. Уникальная технология производства. 2. Сильные продвиженцы. |
1. Снижение цен на товар. 2. Открытие новых точек распространения товара. 3. Расширение производства. |
1. Участие в рекламных акциях. 2. Получение сертификата серии ИСО 9001. 3. Установка новых фильтрующих установок. |
Слабые стороны: 1. Низкая узнаваемость бренда. 2. Слабая логистика. 3. Текучесть кадров. |
1. Усиление PR–деятельности. 2. Структурная перестройка отдела логистики. 3. Обучение персонала отдела логистики. 4. Разработка системы мотивации персонала. |
1. Участие в социальных проектах в регионах присутствия. 2. Усиление PR–деятельности. |
Следующим логическим шагом является структурирование выделенных факторов, т. е. разбивка их на группы. SWOT-анализ детализируется в формате PEST-анализа, в котором все факторы внешней среды делятся на пять групп:
1. Political-legal (политико-правовые) – P;
2. Economic (экономические) – E ;
3. Sociocultural (социо-культурные) – S;
4. Technological forces (технологические) – T.
Данные группы сформировались исторически, подтверждение этому легко найти, если проследить развитие менеджмента в западных компаниях на основе известных источников.
Изменения среды влияют на стратегические позиции компании на рынке. Поэтому целью анализа среды является отслеживание и анализ тенденций/событий, неподконтрольных компании, которые могут повлиять на потенциальную эффективность ее стратегии.
Проследим эти возможности.
Влияние социо-культурных факторов. В последнее десятилетие в России наблюдается целый ряд негативных явлений, оказывающих значительное отрицательное влияние на деятельность компании:
снижение рождаемости, а значит уменьшение притока рабочей силы;
снижение продолжительности жизни, а значит снижение доли работающего населения не пенсионного возраста;
снижение уровня общей культуры и образования населения, а значит трудности при адаптации новых работников в устоявшуюся корпоративную среду компании, лишние затраты на подготовку квалифицированных кадров;
изменения в образовательной системе России, а значит компании необходимо осуществлять дополнительные затраты на подготовку узкоспециализированных работников либо осуществлять дополнительные расходы на уже имеющихся подготовленных специалистов – носителей компетенций компании;
низкий уровень жизни большинства населения страны, а значит основная цель большинства работников – постоянный поиск относительно высокооплачиваемой работы, что не позволяет поддерживать текучесть кадров в компании на низком уровне.
Влияние технологических факторов. Сила влияния этой группы факторов зависит от отрасли, в которой присутствует компания, от уровня ее технологической оснащенности и развития, от технологической сложности ее товаров, от степени соблюдения экологических норм, требований качества к товару и т.д. Немаловажно и то, насколько компания интегрирована в производственную систему своих клиентов. В этом случае компания вынуждена будет учитывать требования (иногда очень жесткие) своих клиентов.
Влияние экономических факторов. Влияние данной группы факторов связано, в первую очередь, с последствиями экономического кризиса – значительное снижение роста потребления; повышение ресурсы; сокращение рабочих мест на предприятиях; снижение объема производства; уход с рынка значительного количества мелких и «серых» компаний; переход поставщиков на предоплату; снижение возможностей компаний по привлечению дополнительных инвестиций под проекты развития; невозможность (а иногда и нежелание) части клиентов оплачивать оказанные услуги в срок; увеличение дебиторской задолженности др.
Влияние политических факторов. Политические факторы оказывают свое влияние на компании по следующим направлениям: законодательное ужесточение экологических норм, в том числе и к пользованию ресурсов; изменение (как правило, увеличение) таможенных пошлин на импортные товары; использование коррупционной составляющей на региональном уровне при проведении тендеров; использование конкурентами на региональном уровне административного ресурса; изменение общей экономической, налоговой и социальной политик государства и др.
Пример результата PEST–анализа компании приведен в приложении.
Приложение
Пример PEST-анализа компании
Фактор |
Содержание |
Влияние на |
|
отрасль |
компанию |
||
Технологический |
Востребованность высокотехнологического комплексного сервиса |
«+» Появление новых продуктов в сервисе, изменение технологии производства у клиентов с учетом ужесточения требований экологии |
«+» Ужесточение экологических норм влияет на увеличение потребления сервиса |
Экономический |
Рост потребления |
«+» Рост затрат на водоочистку |
«+» Рост потребления влечет увеличение потребления услуг компании |
Переход в расчетах с поставщиками компании на предоплату |
Не влияет |
«–» Ухудшение собственного финансового состояния |
|
Невозможность (нежелание) части клиентов производить расчеты за оказанные услуги в срок |
«+» Возможность получения дополнительных средств на собственные цели. |
«–» Появление дебиторской задолженности, ухудшение собственного финансового состояния, снижение объемов закупок химических реагентов и оборудования |
|
Политико-правовой |
Ужесточение экологического законодательства |
«+» «–» Вынуждены придерживаться политики государства, для части компаний возможность усилить свои позиции |
«+» Так же как на отрасль. |
Регулирование со стороны государства налогов на экспортные поставки и НДПИ (увеличение) |
«–» Компании теряют часть своей выручки, при росте стоимости ее товаров – выручка компаний почти не растет. |
«+» Для роста прибыльности компании вынуждены передавать непрофильные активы в специализированные компании «–» желание у компаний сэкономить на потребляемом сервисе; основной критерий – низкая цена. |
|
Планирование вступления России в ВТО: ужесточение требований по экологии (нормативов) |
«–» Рост затрат на защиту экологии, появление на рынке сильных конкруентов. |
«+» Рост объемов работ, возможность выхода на новые внешние рынки. |
|
Социо-культурный |
Снижение доли работающего населения |
«–»Уменьшается приток работников |
«–»Уменьшается приток работников |
Снижается общий уровень образования и подготовки специалистов |
«–» Затраты на квалифицированных специалистов увеличиваются. |
«–» Затраты на квалифицированных специалистов увеличиваются. |
(Продолжение следует)