КУРСЫ ВАЛЮТ
на 20.04.2024, сб
USD   94,0922   
EUR   100,5316   
ПРОГНОЗ ПОГОДЫ
на 20.04.2024, сб
ночь   +14°..+16 °C облачно
утро   +14°..+16 °C ясно
230-46-39
230-46-35
/
(843)

Профессионализм

Для компании

Профессионализм - ключевая ценность и основа нашей деятельности, которая позволяет успешно вести и развивать бизнес и обладать безупречной репутацией.

Для сотрудников

Наши сотрудники - основа успешного бизнеса компании. Повышение профессионального уровня сотрудников - важнейшая задача компании.

Для клиентов

Наш профессионализм - залог успешного бизнеса наших клиентов.

Ответственность

Для компании

Компания ответственна в своих действиях перед сотрудниками, клиентами, партнерами и обществом в целом своей репутацией, авторитетом и финансами.

Для клиентов

Ответственное отношение к результатам своей деятельности в интересах клиента - основной принцип нашей компании.

Для партнеров

Ответственность в партнерских отношениях - залог авторитета и положительного имиджа компании. Только ответственная к своим обязательствам компания может быть надежным партнером.

Эффективность

Для компании

Эффективность нашей компании основывается на работе профессиональной команды специалистов и надежных отношениях с нашими партерами.

Для сотрудников

Эффективность каждого сотрудника - залог эффективности всей компании.

Для клиентов

Эффективность нашей работы с клиентами заключается в предоставлении уникальных комплексных услуг с учетом их интересов и возможностей.

Командная работа

Для компании

В основе деятельности кампании лежит проектный подход, который предполагает применение принципов командной работы.

Для сотрудников

Работа каждого сотрудника в команде единомышленников позволяет получать уникальные результаты нашей деятельности.

Для клиентов

Совместная с нашими клиентами работа в одной команде позволяет находить наиболее рациональные и эффективные решения в минимальные сроки.

Индивидуальный подход

Для компании

Максимальной эффективности деятельности можно добиться только на основе индивидуального подхода в отношениях с сотрудниками, клиентами и партнерами.

Для сотрудников

Каждый сотрудник - личность со своими достоинствами и недостатками, знаниями, опытом, интересами. Только комплексно учитывая эти индивидуальные особенности можно добиться максимальной отдачи от сотрудника.

Для клиентов

Для каждого клиента мы предлагаем уникальные комплексные услуги с учетом особенностей его бизнеса, интересов и возможностей, гибко реагируя на его запросы.

Регионы присутствия

Казань, Республика Татарстан

Москва

Санкт-Петербург

Нижний Новгород

Самара

Екатеринбург

Черкесск, Карачаево-Черкесская республика

Последние новости

31 декабря 2013, 11:37
С Новым 2014 годом!
главнаяБиблиотекаСобственные публикации > Определение инвестиционной деятельности: опыт цивилистического анализа

Определение инвестиционной деятельности: опыт цивилистического анализа

Дата: 9 декабря 2010, 11:07
Источник: Автор: начальник отдела претензионно-судебной работы Губайдуллин А. А.
Просмотров: 4001
Определение инвестиционной деятельности: опыт цивилистического анализа

В современном российском праве, в любой из его отраслей, формирование юридических определений и признаков правовых институтов и явлений, в основе которых находятся имущественные отношения, происходит на базе институтов гражданско-правовой отрасли. Основополагающие правовые категории законодательства об инвестиционной деятельности сформулированы с использованием чуждых гражданскому праву понятий, в то время как отношения участников инвестиционного процесса выстраиваются на основе обязательства. Предлагаемая вниманию читателей статья является попыткой обобщения цивилистического анализа нормативных и доктринальных определений инвестиционной деятельности.

С самого момента появления терминов «инвестиции», «инвестиционная деятельность» в отечественном законодательстве, начиная со статьи 1 «Основ законодательства об инвестиционной деятельности в СССР» [1], определения указанных категорий основываются на:

а) вложении;

б) имущественных и интеллектуальных ценностей / имущества;

в) в объекты предпринимательской или иной деятельности;

г) результатом является получение прибыли и/или достижение иного полезного эффекта.

Не вдаваясь в подробный анализ, эти элементы можно определить как наиболее очевидные признаки инвестирования. Однако как мы установим далее, такие признаки не обеспечивают свое расщепление на простейшие правовые категории, и соответственно не придают общей смысловой нагрузки исследуемому правовому явлению.

Фактически во всех законодательных актах, в которых сформулированы юридические определения инвестиций и инвестиционной деятельности, начиная с упомянутых Основ законодательства об инвестиционной деятельности в СССР и заканчивая федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [2], федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [3], изменению подвергались лишь положения, касающиеся набора характеристик и видов вкладываемого имущества. Без сомнений, это обусловлено разработкой и принятием Гражданского кодекса, закрепившего перечень объектов гражданских прав.

Современная научная мысль не пришла к единому пониманию правовой природы инвестиций. А.Г. Богатырев рассматривает инвестиции как объекты гражданских прав, «собственностью в различных видах и формах, вывезенных из одного государства и вложенных в предприятие (или дело) на территории другого государства» [4], другие называют их объектами прав, «выделенными для внесения в любой, не имеющий противоправного характера, объект деятельности с целью получения положительного социального эффекта» [5]. Существует точка зрения, что понятие «инвестиция» сродни понятию «инвестиционная деятельность», и его правовое значение состоит в действиях субъекта (т.е. инвестора) по распоряжению принадлежащими ему объектами гражданского права [6]. О.А. Акопян [7], А.Ю. Власова [8] и некоторые другие определяют инвестиционную деятельность как совокупность осуществляемых лицом действий, направленных на достижение полезного эффекта от вложения объектов гражданских прав.

По мнению О.М. Антиповой, при включении этого термина в правовой понятийный аппарат в основу формирования правового аспекта должно быть положено его экономическое содержание и инвестиции – это вид общественных отношений, характеризуемый определенным экономически значимым поведением участников, проявляющимся в инициировании процесса оборота капитала, его вложении [9].

Наиболее близкая к законодательным формулировкам инвестиций логико-правовая конструкция «вложения объектов права в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли» на современном этапе развития гражданского законодательства не выдерживает никакой критики. Инвесторам и получателям инвестиционных ресурсов во взаимоотношениях друг с другом приходится сталкиваться с неопределенностью категорий «вложение» и «объект предпринимательской деятельности». С другой стороны, чисто практически принцип свободы усмотрения сторон обязательственного правоотношения позволяет им применять различные существующие договорные конструкции для достижения общих целей инвестирования. Однако когда речь заходит о государственных гарантиях и публично-правовой защите инвестиций, усмотрение сторон правоотношения сужено рамками определенных правовых конструкций, которые именно государством признаны инвестиционными.

Вне всяких сомнений, в вопросах правового регулирования перемещения имущества от субъекта к субъекту, использования его в предпринимательской деятельности ведущая роль отводится гражданскому праву.

Вложение представляет собой экономически активную деятельность инвестора. Его правовая сущность состоит в распоряжении объектами права путем установления обязательственно-правовых связей с получателями инвестируемых объектов.

Обязательства, вследствие которых происходит распоряжение объектами права в связи с соглашением сторон, возникают из договоров как двух- или многосторонних сделок. Следовательно, основу регулирования сторон инвестиционных отношений составляет гражданско-правовой договор. О договорном регулировании отношений субъектов инвестиционной деятельности специально указано в ст. 8 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

А.В. Майфат на базе определенных им критериев инвестирования выделил круг так называемых инвестиционных договоров (конструкций) [10]: договоры на приобретение акций при учреждении и увеличении уставного капитала, договор облигационного займа, договор банковского вклада, договор участия в долевом строительстве, договор доверительного управления паевого инвестиционного фонда. Основаниями возникновения инвестиционных правоотношений, по его мнению, также являются отношения вкладчик – коммандитное товарищество и членство в жилищном накопительном кооперативе. Автором был сделан вывод, что указанные инвестиционные конструкции в полной мере функционируют на гражданско-правовых началах.

Обязанности сторон инвестиционных правоотношений могут быть разнообразными. Основная обязанность инвестора – передавать имущество лицу, на которое возложена обязанность по использованию этого имущества в целях создания прибыли. Основная обязанность получателя инвестируемого имущества по отношению к инвестору – обеспечить передачу инвестору иного имущества (возврат инвестированных средств) в соответствии с условиями обязательства. Обязательство должно предусматривать, на наш взгляд, отчетливый положительный экономический результат от произведенных вложений, иное преимущество – прибыль, получение имущества, по стоимости превышающее ранее переданное, и даже наращивание объема присутствия на рынке определенных товаров в конкретном регионе как предпосылка получения прибыли.

Инвестиция считается осуществленной с того самого момента, когда инвестором было отчуждено инвестируемое имущество или было положено начало этому процессу по условиям соглашения сторон. Встречное имущественное предоставление, получение иного преимущества инвестору относится к этапам реализации инвестиций и/или оборота имущественных инвестиционных прав.

Правовая категория «объект деятельности», в том числе предпринимательской, не получила своего смыслового наполнения в законодательстве и не находит научно-практического обоснования ее применения.

В ст. 132 ГК РФ определено предприятие как объект гражданских прав, под которым в общем понимается сложный составной объект гражданских прав, используемый его владельцем для осуществления предпринимательской деятельности, и состоящий из иных объектов гражданских прав, предназначенных для такой деятельности. Взяв за основу эту норму, объект предпринимательской деятельности можно определить как объект гражданских прав, используемый в предпринимательской деятельности и входящий в состав предприятия. Очевидна узость и практическая неприменимость такого определения, поскольку, во-первых, в нормативном порядке не закреплено наличие объекта права в составе предприятия как особого статуса имущества. Во-вторых, если взять инвестиции на финансовом рынке, то они осуществляются не в связи с использованием объектов инвестиций в составе предприятия, примером служит вложение в ценные бумаги, обращающиеся на бирже.

Похожие понятия можно найти в Градостроительном [11] и Налоговом кодексах [12]. При этом словоупотребление «объект (предпринимательской) деятельности» в нормативных актах применяется во вспомогательных целях, не раскрывая его смыслового содержания. Предмет регулирования названных нормативных актов не ставит перед участниками отношений и правоприменителями соответствующих целей. Однако для инвестиционного законодательства это понятие является практически связующим звеном в отношениях между инвесторами и получателями инвестируемых средств.

По нашему мнению, нет необходимости вводить в законодательный понятийный аппарат новые категории, наподобие той, о которой сейчас идет речь. Достаточно говорить лишь о предпринимательской деятельности лица с использованием денежных средств и иного имущества, полученного от инвестора с принятием соответствующих обязательств по отношению к инвестору, исполнение которых осознается им как средство достижения цели инвестирования.

Целью инвестора является получение прибыли, такая прибыль, как нам представляется, должна быть получена исключительно в результате отчуждения имущества в пользу его получателя и в результате предпринимательской деятельности последнего. Данного подхода последовательно придерживается А.В. Майфат, который не рассматривает в качестве инвестирования «экономические схемы, отношения, где возможный доход может быть получен усилиями заинтересованного лица, например предпринимателя, вложившего средства в приобретение предприятия как имущественного комплекса» [13]. Закрепить эти права заинтересованного лица вне участия в создании дохода также представляется возможным при помощи гражданско-правового договорного обязательства.

Оборот имущественных прав как в форме традиционной перемены лиц в обязательстве, так и, например, в силу передачи прав, закрепляемых ценной бумагой, путем передачи (вручения, трансферта) самой бумаги, приобретения права требования к третьим лицам в составе приобретаемого предприятия, имеет большое значение в инвестиционных правоотношениях. Право инвестора требовать встречное предоставление взамен вложенного имущества может им быть предложено к приобретению третьим лицам, если риски вложений подверглись переоценке, или инвестор утратил интерес к встречному предоставлению. Мы полагаем, что приобретение новым инвестором права требования к обязанному лицу исполнения обязательства от прежнего инвестора также должно рассматриваться осуществлением инвестиционной деятельности для нового инвестора, поскольку приобретение права требования будет тождественно вступлению в инвестиционные отношения с обязанным лицом.

Инвестиции должны рассматриваться как приобретение права получения встречного предоставления – имущественного эквивалента переданных средств, увеличенного на определенную доходность, которая образуется в процессе предпринимательской деятельности обязанного лица. Такое понимание инвестиций раскрывает содержательную сторону инвестиционного правоотношения и позволяет сторонам отталкиваться от предмета обязательства в установлении дополнительных прав и обязанностей.

Так, инвестирование следует определить как приобретение предусмотренного соответствующим обязательством права на получение дохода в любой форме посредством установления обязательственных, в том числе договорных, связей между инвестором и лицом, получившим инвестируемые средства и использующим их в собственной предпринимательской деятельности. Приобретение права на получение дохода происходит как в форме заключения и исполнения договора инвестором и получателем инвестируемых средств, так и в процессе оборота имущественных прав инвестора в качестве предмета самостоятельного обязательства.

Инвестиционное правоотношение представляет собой основанное на договоре обязательственное отношение его сторон, а также отношения участников обязательственного правоотношения по поводу оборота имущественных прав инвестора, закрепленных инвестиционным договором.

Предмет рассмотренного инвестиционного обязательства в сформулированном виде логически не совпадает ни с одним из названных в ГК договорных обязательств, однако имеет схожие черты с некоторыми из них – купля-продажа, подряд, заем, договор о совместной деятельности. Инвестиционный договор может предусматривать права и обязанности сторон, присущие различным договорам, но его объектом всегда будет имущество, имущественное право, передаваемое инвестором, или имеющая денежную оценку деятельность инвестора. Ожидаемый доход инвестора будет состоять из передаваемых контрагентом средств, полученных в результате предпринимательской деятельности, которая носит рисковый характер, или из имущества, получаемого инвестором в результате отчуждения собственных имущественных прав другому инвестору.

                                                                                      Литература

1. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. – 1990. – № 51. – Ст. 1109. В статье 1 указанного нормативного акта под инвестициями понимались все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которой образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект.
         2. СЗ РФ. – 1999. – № 9. – Ст. 456.

3. СЗ РФ. – 1999. – № 28. – Ст. 3493.

4. Богатырев А.Г. Инвестиционное право. – М.: Российское право, 1992. С. 13.

5. Жилинский С.С. Понятие «инвестиции» в современном российском законодательстве // Законодательство. – 2005. – № 8. – С. 69.

6. Гущин В.В. Инвестиционное право: Учеб. – М.: Эксмо, 2006. С. 72.

7. Акопян О.О. Законодательство в области инвестирования в капитальные вложения // Журнал российского права. – 2010. – № 2. – С. 15.

8. Власова А.Ю. Категория «инвестиции» в российском законодательстве // Внешнеторговое право. – 2007. – № 1. –С. 35.

9. Антипова О.М. Правовое регулирование инвестиционной деятельности (анализ теоретических и практических проблем). – М.: Волтерс Клувер. 2007, С. 49.

10. Майфат А.В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования: монография. – М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 14.

11. Статья 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая говорит о видах и составе территориальных зон градостроительного зонирования называет такие объекты, как объекты, необходимые для осуществления производственной и предпринимательской деятельности, объекты торговли, общественного питания, предпринимательской деятельности, делового и финансового назначения.

12. Например, в статье 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации, которая определяет основные понятия главы 26.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

13. Майфат А.В. Указ. соч. С. 13.