Стратегии компании (продолжение )
Третий этап SWOT-анализа заключается в сопоставлении сильных и слабых сторон компании и факторов внешней среды. На этом этапе строится так называемая «сопоставительная матрица» (в разных источниках она представлена по-разному), основной смысл которой состоит в следующем:
выяснить, позволяют ли сильные стороны компании воспользоваться открывающимися возможностями с выгодой для неё;
выяснить, способствуют ли сильные стороны компании защите от внешних угроз;
выяснить, насколько слабые стороны тормозят развитие компании и не дают возможности использовать благоприятную ситуацию;
выяснить, насколько слабые стороны делают компанию уязвимой для внешнего неблагоприятного воздействия;
определить, как в целом можно характеризовать взаимодействие компании и внешней среды и способность компании достигать своих целей в сложившихся условиях.
Основа любой сопоставительной матрицы выглядит следующим образом (см. табл. 1).
Таблица 1
В большинстве источников авторы предлагают сосредоточиться на качественном анализе, перечисляя в соответствующих квадрантах матрицы:
силы, позволяющие с наибольшей выгодой использовать возможности;
силы, позволяющие эффективно противостоять угрозам;
слабости, ограничивающие возможности компании во внешней среде;
слабости, увеличивающие опасность ситуации для компании.
Качественная характеристика положения бизнеса в среде (по четырём квадрантам) представлена в таблице 2.
Таблица 2
Фирма |
Среда |
|
Преобладают возможности |
Преобладают угрозы |
|
Преобладают сильные стороны |
Конкурентоспособная фирма в благоприятной среде |
Сильная фирма в рискованной среде |
Преобладают слабые стороны |
Слабая фирма, неспособная воспользоваться благоприятными условиями среды |
Слабая фирма в рискованной среде (проблемный бизнес) |
Часто предлагается следующая оценка бизнеса в зависимости от сочетания сил, слабостей, возможностей и угроз.
Идеальный бизнес – в высшей степени благоприятные возможности и низкие угрозы, способность компании воспользоваться условиями внешней среды, сильные стороны существенны, слабые стороны отсутствуют или незначимы.
Рискованный бизнес – благоприятные возможности при больших опасностях, значительное влияние на компанию внешних опасностей, сильные стороны уравновешиваются слабыми, что ставит под сомнение способность компании воспользоваться благоприятными возможностями.
Зрелый бизнес – в равной мере присутствуют возможности и угрозы, выраженные не слишком сильно (степень влияния на компанию не выше средней), компания обладает достаточными силами, чтобы противостоять опасностям.
Проблемный бизнес – низкая оценка благоприятности ситуации при высоких опасностях, компания практически не способна противостоять внешним опасностям, поскольку слабые стороны преобладают над сильными.
Следует
принять во внимание, что SWOT-анализ
нацелен не столько на получение интегральных оценок, характеризующих
конкурентоспособность компании, благоприятность среды и положение ее в среде,
сколько на выявление и анализ частных параметров: сил и слабостей, возможностей
и угроз. Главная задача – определить стратегические направления
совершенствования и развития бизнеса в сложившихся и прогнозируемых условиях
внешней среды.
Результаты SWOT-анализа
также могут служить основой для портфельного анализа, в ходе которого
определяется позиция каждого бизнес-направления (СХП) или товарно-рыночной
комбинации (ТРК).
Рис. 1. Вариант портфельного анализа бизнеса, состоящего из двух бизнес-единиц.
Градация позиций на рис. 1 произведена на основе усредненной интегральной оценки каждого параметра в 10-балльной системе (может применяться и другой подход).
В представленной системе координат:
определяется позиция каждой бизнес-единицы;
дается качественная характеристика положения бизнес-единицы;
может быть произведена количественная оценка бизнеса (исходя из масштаба бизнес-единицы – аналогично другим методам портфельного анализа);
может быть проанализирована динамика развития ситуации (перемещение из одного квадранта в другой).
(Продолжение следует)